Римская мифология - неиссякаемый источник мудрости для всех
Все в нашей жизни находится на границе двух измерений - потустороннего и реального, верного и неправильного, светлого и темного, злого и доброго. Нет однозначно четких разделений для очень и очень многих понятий, подчас очевидное лишь, кажется таковым, а на самом деле все обстоит совершенно иначе.
Говоря проще, нельзя делать конкретные выводы, предаваться панике и впадать в отчаяние даже, казалось бы, в самых затруднительных и безнадежных ситуациях. На данную тему можно подыскать много афоризмов и расхожих фраз - и жизнь наша похожа на зебру, и вечные слова царя Соломона "все проходит - пройдет и это", и время самый лучший лекарь. Поэтому, поняв, что находитесь в самом сложном положении и уже ничего вам помочь не сможет, ни за что и никогда не оставляйте попытки бороться и идти до конца. Только для решительных, целеустремленных и смелых людей открываются новые горизонты, появляются неожиданные решения самых безнадежных ситуаций и проблемы исчезают сами по себе. А доказать это легко сможет древняя мифология. Произведения, написанные давным давно, удивительно точно излагают проблемы, характерные для абсолютно всех народов, возрастов и ситуаций. Через столетия до нас дошли вечные истины, такие как торжество справедливости, победа добра и награда по заслугам. Более того, все это характерно для мифов и легенд, написанных представителями совершенно разных стран.
Еще со школьной скамьи нам всем знакомы герои, боги и полубоги, проживавшие в Древней Греции. Греческая мифология вообще стоит отдельным звеном среди творений мировой литературы. Для произведений этих мест свойственна живая, доступная манера изложения - перед глазами буквально вырастают герои, древние города, читатель полностью погружается в захватывающий водоворот событий. А за интересным сюжетом всегда стоит основная мысль - именно о торжестве добра и справедливости.
Параллельно развивалась и другая не менее уникальная ветвь литературы - Римская мифология. С греческой она имеет много подобий и пересечений, но характеризуется большей жесткостью и меньшей художественностью изложения. Хотя имена богов, которые упоминает Римская мифология, мы и сегодня можем встретить в нашей повседневной жизни - Венера, Марс, Юпитер и многие, многие другие.
. Героев, в греческом смысле, у римлян не было, потому что не было эпоса; только некоторые отдельные боги природы, в разных местностях, почитались как основатели древнейших учреждений, союзов и городов. Сюда относятся древнейшие цари (Фавн, Пик, Латин, Эней, Иул, Ромул, Нума и др.), изображаемые не столько как герои войн и битв, сколько как устроители государств и законодатели. И в этом отношении латинские сказания сложились не без влияния греческой эпической формы, в которую облекалась вообще значительная часть римского религиозного материала. Особой характеристичной чертой этих героев было то, что, хотя они и представлялись доисторическими деятелями, но оканчивали свою жизнь не смертью, а исчезновением неизвестно куда (сюда относился термин non comparuit). Такова была, по преданию, судьба Энея, Латина, Ромула, Сатурна и др.
Герои Италии не оставляют после себя потомства, как мы видим это в греческих сказаниях; хотя некоторые римские фамилии и вели свое происхождение от героев (Фабии — от Геркулеса, Юлии — от Аскания), но из этих преданий не создалось генеалогических сказаний; с их отголоском сохранилось лишь несколько литургических гимнов и застольных песен. Лишь с проникновением в римскую духовную жизнь греческих форм и идей получили развитие римские генеалогические сказания, слагавшиеся и распространявшиеся, в угоду римской аристократии, греческими риторами и грамматиками, нашедшими себе приют в Риме в качестве гостей, друзей и рабов: учителей и воспитателей. Римские боги были нравственнее греческих. Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели — возвеличению государства; сообразно с этим, и римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние римской религии было велико, особенно в период расцвета римской гражданственности. Похвалы набожности древних римлян мы встречаем у большинства римских и греческих писателей, особенно у Ливия и Цицерона; сами греки находили, что римляне — наиболее благочестивый народ во всем мире. Хотя их благочестие и было наружное, однако, оно доказывало уважение к обычаям, а на этом уважении покоилась основная добродетель римлян — патриотизм.
Другая очень занимательная литература древности - Египетская мифология. Только, она отличается своего рода разрозненностью и отсутствием системы, чем может, например, гордиться, Древнегреческая мифология. Но это не значит, что Египетская мифология - явление для мировой культуры не важное - здесь изложены очень интересные версии сотворения мира, а имена многих египетских богов прочно вошли в наше употребление - вспомните, в скольких современных названиях упоминается богиня Геба или бог Солнца Ра.
Говоря о мифологии, нельзя не упомянуть и литературу народов, заселявших территорию России. Славянская мифология характеризуется своего рода простотой, незамысловатостью и излишней наивностью - все труды запечатлены на бумаге гораздо позже их возникновения и имеют ситуации постоянного поиска защиты от высших сил. Однако, древняя Славянская мифология имеет и много размышлений о существовании единого для всех, всемогущего Бога.
Японская мифология и культура - это всегда что-то потрясающее, необычное, более необъяснимое, чем реальное, невообразимое и доступное лишь тонкому восприятию. Японская мифология, в отличие от всех других, считает сотворение мира процессом, прошедшим абсолютно независимо от чьей либо воли - это не приписывается ни человеку, ни богам. То есть все, что нас окружает, произошло само по себе и само приняло заведенный порядок.
Древняя мифология - это определенно, тот памятник культуры, соприкоснуться с которым в своей жизни должен любой интеллигентный и развитый человек.
Читайте в каталоге статей интересную статью Как помочь растениям перенести зиму