Характеристика основных стилей руководства,форма выдачи заданий,контроль распоряжений
Руководителю подразделения предоставляются большие права, а потому и большая власть над людьми, работающими у него в подчинении. Власть - это, с одной стороны, очень острое оружие, а с другой стороны, очень хрупкое сооружение. Поэтому ею надо пользоваться разумно и помнить, что реальная власть определяется не официальными правами руководителя, а пределами приобретенного авторитета в коллективе.
В условиях научно-технической революции в развитых странах мира сложилась система "Наука-техника-производство", с превалирующей ролью науки. В связи с этим, в век бурного развития науки и разработки новейших технологий, не менее важно и более чем актуально, сегодня детально остановиться на стиле руководства коллективом.
В широком смысле стиль руководства, это совокупность приёмов и методов работы руководителя. В работе научных, конструкторских и инженерно - технических организаций можно выделить 4 типа стиля руководства.
1. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ стиль как наиболее эффективный, характеризуется стремлением руководителя к КОЛЛЕГИАЛЬНОСТИ в решении всех вопросов и даёт, как правило, наиболее интенсивные результаты в деятельности коллектива.
ОСНОВНЫЕ И ВАЖНЕЙШИЕ МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА.
- ДЕЛОВИТОСТЬ И КОНКРЕТНОСТЬ : все действия руководителя основываются на знании дела, на научных познаниях, в умении принять нужное решение в конкретной ситуации.
- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ : руководитель распределяет обязанности и ответственность среди своих подчинённых, доверяет им, не занимается мелочной опекой и не подменяет подчинённых в решении порученных им задач.
Руководитель как командир корабля, постоянно берёт на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свои действия и за работу исполнителей и никогда не имеет права ни при каких самых трудных обстоятельствах теряться и прекращать борьбу за выполнение поставленных перед коллективом задач. Безвыходных положений не существует. При любой обстановке есть выход, его только надо найти.
- СОЧЕТАНИЕ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ С ЛОЙЯЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ПОДЧИНЁННЫМ : без требовательности не может быть ни должной дисциплины, ни умелого руководства. Предъявляемые требования должны быть справедливы, исполнимы и последовательны. Требовательность никогда не должна выражаться в грубой и оскорбительной форме. Во всех случаях требовательность сочетается с вниманием к людям и заботой о сохранении их достоинства.
- ОРИЕНТАЦИЯ НА КОЛЛЕКТИВ И НА ЧЕЛОВЕКА : руководитель старается хорошо узнать своих подчинённых, их сильные и слабые стороны с тем, чтобы использовать эти знания для повышения эффективности труда. Вместе с тем, концентрируя внимание на перспективных работниках, находит время и уделяет внимание каждому работнику, применяет в своей работе индивидуальный личностный подход.
- ОРИЕНТАЦИЯ НА КРИТИКУ И САМОКРИТИКУ : руководитель обязан критиковать, не боясь гласности при обсуждении наиболее острых вопросов и принятия решений по ним, но критика его должна быть справедливой и сочетаться с самокритикой, с объективным признанием собственных ошибок и ошибочных решений( если таковые были), в этом позитивный характер критики.
2. АВТОРИТАРНЫЙ стиль, является прямо противоположным демократическому типу, характеризуется стремлением к чрезмерной централизации власти, утверждению собственного авторитета.
Руководитель авторитарного типа категорически осуждает любые неформальные группировки в коллективе, часто прибегает к резкой критике своих подчинённых и не терпит критики в свой адрес. Обсуждения возникающих вопросов обычно не проводятся, а совещания проходят в виде инструктажа.
3. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ стиль, встречается довольно часто, характеризуется НЕВМЕШАТЕЛЬСТВОМ руководителя в дела коллектива.Такой руководитель собственного мнения не имеет, соглашается со всеми, кто вносит ему предложения, готов подписать любую бумагу, не думая о последствиях.
4. БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ стиль.
Существуют два основных типа бюрократов:
- бюрократы по некомпетенции, затягивающие решение вопросов и тормозящие работу по незнанию существа дела и боязни ответственности.
- бюрократы-карьеристы, руководствующиеся при решении порученных им вопросов не интересами дела, а личной выгодой, стремлением к благополучию.
Тип бюрократа-карьериста особенно опасен. Он может принять верное решение, если это соответствует его интересам, но может "ошибиться" и принять сознательно неправильное решение, если это выгодно ему лично или кому-либо из вышестоящих руководителей. Такой человек служит обычно не делу, а тем лицам, от которых зависит его карьера.
Руководитель любого ранга, ознакомившись с краткой характеристикой стилей руководства, без особого труда, как в зеркале увидит себя со всеми возможными симптомами неверного стиля руководства и, соответственно, может заняться коррекцией своей деятельности, кроме одного нарицательного качества. Догадываетесь?
ДА! Не поддающегося коррекции, это НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ в решении поставленных задач, которая порождает ПРЕТЕНЦИОЗНОСТЬ - преувеличенное о себе мнение и как результат, проявление административной власти в бессодержательных общих указаниях и лозунгах.
РАБОЧИЕ ПРИЁМЫ В РАСПОРЯДИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМА ВЫДАЧИ ЗАДАНИЙ.
Выдавая задание, руководитель должен чётко сформулировать его смысл, правильно определить сроки выполнения задания, пояснить, в чём может выразиться результат работы и снабдить подчинённого необходимой информацией.
Если не оговариваются сроки, то работник ищет не просто верное решение, а наилучшее, что может продолжаться до бесконечности : полная свобода делать всё, что желает работник, это в сущности не более чем свобода вообще ничего не делать.
Задания формируются таким образом, чтобы их выполнение требовало мобилизации сил.
Задания должны быть выполнимыми, но напряжёнными.
Задания по своей сложности и важности должны соответствовать высшей границе возможностей исполнителя.
Форма выдачи задания (распоряжения) целиком зависит от уровня культуры, воспитанности, образованности и ответственности исполнителей : для одних в виде товарищеской просьбы, для других - совет старшего, что и как надо сделать. Третьи, не принимая ни того, ни другого, точно выполнят распоряжение (задание) в том случае, если оно отдано в форме приказа.
Во избежание недоразумений рекомендуется давать распоряжения в письменном виде. Для себя вести журнал(или в форме отдельной странички на ПК ) для записи заданий(распоряжений) : КТО, ЧТО и КОГДА ОБЯЗАН ВЫПОЛНИТЬ.
Руководитель должен контролировать свои распоряжения. Рекомендуется разбить их на 5 групп, вести журнал,или, в форме размещения странички на ПК :
1-я группа--наиболее важные, требующие непрерывного контроля;
2-я группа--требующие периодической проверки (раз в неделю, в месяц и т. п.);
3-я группа-требующие лишь контроля конечных результатов;
4-я группа-требующие выборочного контроля;
5-я группа-вообще не требующие проверки.
Такая система позволит высвободить время у руководителя и заставит подчинённых с большей ответственностью относиться к выполнению заданий.
Если руководитель убедился, что подчинённый не справляется с порученной работой, он обязан перевести его на другую работу, соответствующую его способностям.
Никогда не следует удерживать подчинённого на такой работе, к которой у него нет способностей, или которая его не удовлетворяет. От этого, как правило, страдает и коллектив, и сам работник.
Если распоряжение руководителя оказалось неправильным - ему следует признать ошибку. Идеальных руководителей нет. Искусству руководить надо учиться постоянно, независимо от возраста и опыта.
Читайте в Каталоге статей, сайтов, объявлений и файлов интересных тем интересную тему Антикризисное управление финансами предприятия