Психология управления коллективом
В условиях современного рынка качество психологического климата в производственном коллективе имеет существенное значение. Ответственность за его создание и поддержание несёт, как правило, руководитель среднего звена. Он должен глубоко и тонко понимать правила построения честных и приятных отношений в команде.
Руководство людьми состоит из следующих компонентов:
1)подбор и продвижение кадров,
2)методы принятия решений,
3)мотивация работников.
Подбор и продвижение сотрудников
При приёме на работу полезно провести не только устное собеседование, но и предложить соискателю выполнить тестовые задания, которые могли бы рассказать о его способностях. Например, если сотрудник должен обладать хорошей способностью к сосредоточению внимания, ему предлагается матрица из букв, в которой он должен найти все буквы «л». Тест на стрессоустойчивость обычно проводит специально обученный человек из кадрового агентства, который специально создаёт для испытуемого неприятную ситуацию. Лучше больше времени потратить на подбор сотрудников, чем потом терпеть их неустранимые недостатки. В передовых компаниях скорость продвижения работника по карьерной лестнице основывается не только на том, насколько он успешно справляется с возложенными на него обязанностями, но и на том, насколько удачно ему удаётся взаимодействовать с коллективом. Второй пункт особенно важен в азиатских компаниях.
Методы принятия решений
Время авторитарного стиля принятия решений уже ушло. Там, где требуется принятие быстрого решения, квалификация команды низкая, а дело не требует большого ума и новаций, там подойдёт авторитарный стиль. Но таких производств становится всё меньше с каждым днём. Недостатками авторитарного стиля принятия решений являются снижение мотивации и вовлечённости персонала в дело фирмы, ощущение, что это нужно «дяде», а не работнику. Поэтому при вопросе « Как эффективно управлять людьми?» ответ очевиден : современному предприятию подойдёт только демократический стиль руководства, который повышает мотивацию персонала и больше способствует развитию дружеских отношений между подчинёнными.
Мотивация
На вопрос как правильно мотивировать сотрудников, можно ответить - материально или нематериально. Из материальных видов поощрения наиболее эффективной является оплата труда за объём выполненных работ. Там, где это невозможно, нужно разработать надёжную систему премирования, которая бы учитывала пропорциональность премии к выполненной работе. Лучше премии выдавать не в виде больших сумм в конце выполнения всей работы (сдача проекта, объекта и т.д.), а разбить эту сумму на несколько подкрепляющих премий за сдачу заранее известных этапов работы и финальную премию.
Эффективной также может быть и нематериальная мотивация, особенно в дополнение к материальной. В советские времена портреты передовиков производства вывешивались на доски почёта, вызывая примитивное чувство гордости у передовиков и зависти у их коллег. Не лучшее решение. Лучше предложить отличившемуся человеку лучшие условия труда, переведя его в более просторный кабинет вместо уволенного лентяя. Самым дешёвым, но довольно эффективным способом промотивировать сотрудника к дальнейшим свершениям является просто внимание начальника. Можно вызвать человека к себе в кабинет, предварительно узнав поподробнее особенности той работы, которую он проделал и продемонстрировать ему, что руководитель об этих тонкостях знает, наблюдает за ним и находит его работу успешной. Иногда падение интереса к работе связано в первую очередь с ощущением сотрудника, что его работу не замечают.
Читайте в каталоге статей интересную статью Предпосылки и история стратегического менеджмента