Развитие основных движений, формирование двигательных навыков у детей
Развитие основных движений, формирование двигательных навыков у детей. Большинство движений человека развивается в процессе жизни, в результате накопления индивидуального опыта.
Ряд исследователей (А. В. Запорожец, М. В. Зимкин, М. Ю. Кистяковский, А. В. Коробков, Т. И. Осокина и др.). Считают, что благодаря высокой пластичности нервной системы новые движения лучше усваиваются в 3 -5 лет, поэтому формирование двигательных навыков следует начинать с дошкольного возраста.
Систематическое выполнение основных движений положительно влияет на всестороннее физическое развитие, способствует совершенствованию работы сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает физические качества (скорость, ловкость, силу, выносливость и т.д.).
Основные движения характерны для повседневной и трудовой деятельности человека. Они - органическая составная часть детских игр, важное средство физического воспитания и необходимая основа общего развития дошкольника. Именно овладение такими движениями дает возможность детям свободно действовать в своей среде, уверенно преодолевать трудности.
Процесс формирования навыков в различных видах основных движений имеет ряд общих положений. Он начинается с первого ознакомления с движением и заканчивается (условно), когда ребенок выполняет движение легко, уверенно, с наименьшей затратой сил.
Во время обучения движений широко используется показ. В основе его - способность к имитации (подражания), к воспроизведению того, что делается в окружающей среде. Упражнения надо показывать правильно и в нужном темпе, поскольку дети копируют движения взрослых и неточность показа может вызвать различные ошибки. К показу также привлекают детей, которые хорошо выполняют упражнения. Это активизирует процесс обучения, и дети, которые плохо выполняют движения, на примере своих товарищей убеждаются, что можно хорошо овладеть ими.
Несмотря на то, что сосредоточенность дошкольников неустойчива, (часто не замечают главных деталей того или иного движения), показ надо обязательно сопровождать лаконичным и понятным объяснением. В младших группах лучше давать образное объяснение упражнения, учитывая высокую способность малышей к подражанию. Например, во время прыжка отталкиваться обеими ногами, как «зайчик»; во время бега выше поднимать колени, как «лошадка» и др..
Однако имитация движений имеет и свои отрицательные стороны. Движение при этом выполняется неточно, с ошибками, придерживается только его общая схема. Поэтому нужно постоянно заботиться об уточнении деталей и следить за исправлением замеченных ошибок.
Показ и объяснение на разных этапах обучения движений имеют разное соотношение. Сначала их используют чаще и одновременно, чтобы создать у детей правильное представление о выполнении движения. На этапах совершенствования двигательного навыка показ применяется лишь эпизодически, а объяснение приобретают характер указаний в лаконичной и доступной форме.
При формировании двигательных навыков у детей второй младшей и средней групп, в которых мышление преимущественно образное и двигательный опыт сравнительно небольшой, показ движений занимает ведущее место. Позже, с накоплением двигательного опыта, все большее значение приобретает слово воспитателя. В старшей и подготовительной к школе группах основном используют объяснения и инструкции. От детей 6-7 лет уже можно требовать понимания движения, выполняется. По этому поводу известный отечественный ученый П. Ф. Лесгафт писал: «Если ребенок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая полностью, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать оно механически - она не сумеет применить данный метод в отдельном случае»
Практика подтверждает, что воспитанники, которые понимают, что от них требуют, могут правильно объяснить выполнения движения, быстрее овладеть им и меньше ошибаются.
Итак, во всех возрастных группах детского сада конкретность требований и задач способствует более быстрому и эффективному обучению движений.
После показа и объяснения дети пробуют сами выполнить движение, но уже при первых попытках допускают различные ошибки, касающиеся ритма и темпа движения, степени мышечного напряжения, согласованности деталей целостного двигательного акта и тому подобное. Поскольку начальная фаза овладения движением сложная в формировании двигательного навыка, перед каждым ребенком надо ставить ограниченные требования - освоить основную структуру движения, т.е. выполнить его в общих чертах. Когда воспитанники усвоят структуру движения в общих чертах (это, как правило, достаточно нескольких повторных попыток), воспитатель переходит к детальному изучению всех элементов движения и его закрепления.
Следует учитывать, что в начале обучения движение усваивается лучше тогда, когда дети выполняют его в полную силу. Так, дошкольники стремятся, например, бросить мяч или прыгнуть как можно дальше, но при этом неудачно приземляются и теряют равновесие, иногда падают, так как некоторые элементы прыжка они еще не усвоили. Вот почему на начальном этапе овладения движением надо ограничивать разбег при прыжках в длину и высоту с разбега (до 3-4 м); уменьшать расстояние до цели, когда дети бросают какие-то предметы и т.д..
Основные движения с детьми дошкольного возраста основном разучиваются в целом, иначе дети не будут иметь четкого представления о движении. Однако воспитатель в процессе занятий должен сосредоточить внимание на важнейших деталях движения, соблюдая принцип последовательности. Обучая, например, на первых занятиях метание мячей на дальность или в цель, педагог обращает внимание воспитанников на исходное положение перед броском (положение ног, туловища), затем на правильный покушение руки и бросок «из-за спины через плечо». Для усвоения отдельных элементов движения целесообразно использовать подводные упражнения. Например, чтобы научиться правильно бросать мешочки с песком на дальность, натягивают на стойки веревку на высоте 1,2-1,5 м и на расстоянии 1,5-2 м от места метания - это определит бросок мешочка по нужной траектории.
За время пребывания в детском саду ребенок должен овладеть различными двигательными навыками, следовательно, движения нужно систематизировать так, чтобы создаваемые новые навыки не препятствовали ранее приобретенным. Обучая различных движений, следует исходить из сходства их структуры - элементы каждого движения должны быть базой для формирования новых навыков. Так что пока не будет усвоена основа какой-то двигательного навыка, что в настоящее время разучивается, нецелесообразно переходить к обучению других видов движений, отличающихся по своей структуре от изученных ранее. Например, лазанья попеременным шагом разучивают после того, как дошкольники усвоят лазание приставным шагом.
Практика физического воспитания в детском саду показывает, что обучение становится успешным тогда, когда основывается на имеющемся у детей двигательном опыте. Например, если у ребенка сформирована прочная навык метания в неподвижную цель - щит или обруч, то в игре («Сторож и зайцы», «Квач с мячом» и др.). Он выполняет бросок уверенно, без ошибок, хотя цель здесь подвижная. Вот почему воспитатель должен постоянно добавлять новые движения к изученных раньше, изменять характер и условия выполнения уже усвоенных. Это дает пластичности навыкам, которые формируются, способствует развитию умения выполнять движение в различных условиях.
Очень важно также заинтересовать дошкольников, создать в них установку на наилучшее выполнение движения. А в старшей и подготовительной к школе группах следует шире применять метод соревнования: кто лучше прыгнет, бросит мяч или попадет им в цель и т.д. Надо также искать различные способы видоизменения упражнений, варьировать задания игрового и имитационного характера.
Часто бывает, что на первых этапах обучения лучшие попытки в выполнении движений чередуются с худшими. Это обусловлено влиянием различных факторов (изменением условий, при которых выполняется движение, эмоционального состояния ребенка и т.п.). При повторении движений «срывов» становится все меньше.
Основные движения усваиваются и развиваются быстро и правильно только тогда, когда ребенок периодически упражняется в них. Количество повторений на одном занятии в основном зависит от вида движения, этапа обучения (ознакомление, разучивание, закрепление), а также от самой организации детей на занятии. Воспитатель должен стремиться, чтобы движение повторялся на занятии не менее 6-10 раз и затем закреплялось во время прогулок. Недостаточное количество повторений препятствует формированию прочных навыков, и дети через одну-две недели забывают правильное выполнение движения, которого их научили.
Несмотря на то, что условный рефлекс без подкрепления быстро угасает, процесс обучения упражнения следует доводить до определенного результата. Это, во-первых, достижения детей (перепрыгнул, попал в цель и т.д.) и, во-вторых, словесные оценки воспитателя (хорошо, плохо, правильно, неправильно). До тех пор, пока движение не разучено на занятии, его не стоит применять в очень подвижных играх, потому что в игровой обстановке дети, спеша выполнить движение, часто забывают об указаниях, которые им давались, и выполняют его неправильно. Таким образом, непрочный еще навык быстро разрушается. Особенно это касается сложных движений (прыжков, метания).
Исследования в области дошкольного физического воспитания и практика показали, что в таких движениях, как ходьба, бег, некоторые виды прыжков, метания в цель и на дальность, надо формировать прочные двигательные навыки, доводя их выполнение до полного автоматизма. К этой группе движений можно отнести плавание, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах, которые могут затем каждому понадобиться в жизни. И хотя детали этих движений забываются, однако основа их остается, а потому усвоеный навык после определенных тренировок быстро восстанавливается.
Упражнения из основных движений совершенствуются во время прогулок, утренней гимнастики (ходьба и бег), различных подвижных игр.
Перечень основных движений для дошкольников всех возрастных групп четко определен программой. Однако, воспитатели иногда дополняют этот объем упражнениями, которые не всегда соответствуют анатомо-физиологическим особенностям детей данного возраста.
Дошкольникам не рекомендуют движения, затрудняющие их дыхание, которые сужают грудную клетку (лазанье по вертикальной шесте, перетягивание каната и др..). Нельзя рекомендовать упражнения с длительным мышечным напряжением, во время которых дети прикладывают максимум усилий и задерживают дыхание: висения или подтягивание на перекладине, перенос или подъем большого веса и т.д.. Негативно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата прыжки с большой высоты на твердую опору. Это может привести к травмам связь или мышц ног (растяжения) и уплощение стопы ребенка.
Вредные также асимметричные упражнения, которые иногда выполняют в спортзалах дети одной рукой или ногой, такие как метание мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки со скакалкой только на одной ноге и др. Они односторонне влияют на развитие мышц рук, ног и туловища и не способствуют гармоничному развитию организма ребенка.
Читайте в Каталоге статей, сайтов, объявлений и файлов интересных тем интересную тему Здоровье и спорт для детей и подростков